19 октября 1943 года.ЛИЧНО И СЕКРЕТНО ПРЕЗИДЕНТУ ФРАНКЛИНУ Д. РУЗВЕЛЬТУ
ОТ ПРЕМЬЕРА И. В. СТАЛИНА
По вопросу о месте предстоящей встречи глав трех правительств я хочу сообщить Вам следующее.
К сожалению, я не могу принять в качестве подходящего какое-либо из предлагаемых Вами взамен Тегерана мест для встречи. Дело здесь не в охране, которая меня не беспокоит.
В ходе операций Советских войск летом и осенью этого года выяснилось, что наши войска могут и впредь продолжать наступательные операции против германской армии, причем летняя кампания может перерасти в зимнюю. Все мои коллеги считают, что эти операции требуют повседневного руководства Главной Ставки и моей личной связи с командованием. В Тегеране эти условия могут быть обеспечены наличием проволочной телеграфной и телефонной связи с Москвой чего нельзя сказать о других местах. Именно поэтому мои коллеги, настаивают на Тегеране как месте встречи.
Я согласен с Вами, что представители прессы должны быть исключены при встрече. Для меня равным образом приемлемо Ваше предложение о том, чтобы 20 или 25 ноября избрать как возможную дату встречи.
Г-н Хэлл прибыл благополучно в Москву, и я надеюсь, что его непосредственное участие в Московском совещании трех принесет большую пользу.
Получено 25 октября 1943 годаЛИЧНО И СЕКРЕТНО ДЛЯ МАРШАЛА СТАЛИНА
Ваше послание по поводу нашей встречи было получено сегодня (21 октября). Я глубоко разочарован.
Я вполне понимаю Ваши мотивы необходимости повседневного руководства со стороны верховного Командования и Вашего личного контакта с ним что является причиной таких выдающихся результатов. Прошу Вас принять мои заверения в этом отношении.
Все это весьма важно, и я хочу, чтобы Вы поняли, что имеются другие жизненно важные дела, которые являются моими установленными обязанностями в нашем конституционном Американском Правительстве. Я не в состоянии их изменить. По нашей конституции Президент должен принимать решение в отношении законопроекта в течение 10 дней после того, как этот законопроект был принят. Другими словами, в течение этого периода Президент должен принимать от конгресса и возвращать конгрессу подлинные документы с его письменным одобрением или вето. Как я сообщал Вам ранее, я не могу этого делать по телеграфу или по радио.
Трудность в отношении Тегерана заключается в следующем простом факте. Горы на подходе к этому городу часто исключают возможность полетов на несколько дней подряд. Риск задержки существует как для самолета, доставляющего документы из Вашингтона, так и для самолета, доставляющего эти документы конгрессу. Я должен с сожалением сказать, что мне, главе государства, нельзя выехать в то место, где я не смогу выполнять свои обязанности согласно нашей конституции.
Я смогу взять на себя риск, связанный с доставкой документов в пункты, расположенные в низменности вплоть до Персидского залива, путем системы смены самолетов. Однако я не смогу рисковать задержками, которые могут произойти при полетах через горы в обоих направлениях в ту впадину, где расположен Тегеран. Поэтому с большим сожалением я должен сообщить Вам, что я не смогу отправиться в Тегеран. Члены моего кабинета и руководители законодательных органов полностью согласны с этим.
Однако можно сделать одно последнее практическое предложение. Давайте отправимся все втроем в Басру, где для нас может быть организована отличная охрана в трех лагерях, устроенных и охраняемых нашими соответственными войсками. Вы легко можете распорядиться, как Вы сами понимаете, об устройстве специальной контролируемой Вами телефонной линии от Басры до Тегерана, где она была бы присоединена к Вашей собственной линии на Россию. Все Ваши нужды были бы удовлетворены путем подобной проволочной связи, и если Вы будете пользоваться самолетом, то вы лишь будете находиться немного дальше от России, чем в самом Тегеране.
Я никоим образом не считаюсь с тем фактом, что мне пришлось бы отправиться с территории Соединенных Штатов в пункт, расположенный в пределах 600 миль от русской территории.
Я должен выполнять обязанности, налагаемые на меня конституционной формой правления, существующей более ста пятидесяти лет. Если бы, не этот факт, я был бы рад для встречи с Вами проехать в десять раз большее расстояние.
Ваш долг перед Вашим народом — продолжать разгром нашего общего врага — велик, но я прошу Вас не забывать о моем великом долге перед Американским Правительством и в отношении поддержания всеобщего Военного усилия Соединенных Штатов.
Я считаю, что встреча нас троих имеет величайшее значение не только для наших народов сегодня, но и для обеспечения будущим поколениям мира во всем мире. Об этом я сообщал Вам ранее.
Будущие поколения сочли бы трагедией тот факт, что несколько сот миль помешали Вам, г-ну Черчиллю и мне встретиться.
Я снова заявляю, что я охотно бы отправился в Тегеран, если бы мне не мешали ограничивающее меня обстоятельства, которые я не могу контролировать.
Ввиду существующей для Вас проблемы связи не могу ли я предложить Басру.
Если и это предложение Вас не привлечет, то могу ли я искренне надеяться, что Вы еще раз подумаете о Багдаде или Асмаре или даже об Анкаре. Я думаю, что о последнем пункте стоит подумать. Он расположен на нейтральной территории.
Туркам могла бы понравиться мысль о том, что они будут принимать гостей. Конечно, я не упоминал об этом ни им, ни кому-либо другому.
Пожалуйста, выручите меня в этом критическом положении.
РУЗВЕЛЬТ20 октября 1943 г. ИЗ ДИРЕКТИВЫ ШТАНДАРТЕНФЮРЕРА СС ЭРЛИНГЕРА РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОЛИЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ И СД О БОРЬБЕ С ПАРТИЗАНАМИ И ПРИМЕНЕНИИ МАССОВЫХ РЕПРЕССИЙ ПРОТИВ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ
...2) Применение массовых мер
Сожжение сел, публичные казни, выселение жителей, а также угон рабочей силы на работу в рейх и изъятие продовольствия являются мерами, применение которых предполагает знание структуры населения, его положения и настроения, в противном случае эти меры легко могут вызвать обратное действие.
Ответственность за мероприятия, которые не являются исключительно полицейскими акциями, несет войсковое командование.
Однако команды и отряды полиции безопасности и СД должны помогать войсковым командирам советами на основании своего опыта и знания обстановки и настроения населения.
3) Немедленное использование полученной разведывательной информации в целях пропаганды
Полученную командами и отрядами полиции безопасности и СД разведывательную информацию следует по возможности немедленно использовать в пропагандистских целях: через пропагандистов, приданных войскам, или через подходящих людей из команд полиции безопасности и СД. Если войскам приданы пропагандисты, они должны самым тесным образом сотрудничать с командами полиции безопасности и СД.
В зависимости от обстановки и перспектив на успех рекомендуется собирать старост и т. п. и давать им разъяснения через переводчиков. О проведенных карательных (например, массовых) мероприятиях нужно, если позволяют обстоятельства, немедленно оповещать через пропагандистов соседние села, разъясняя в соответствующей форме причины принятия таких мер, с тем чтобы пресечь распространение опасных слухов.
4) Решение общих политико-полицейских задач
В связи с нехваткой местных органов полиции в местностях, пораженных или контролируемых бандами партизан, команды и отряды полиции безопасности и СД по возможности в ходе операции решают общие политико-полицейские задачи, обращая при этом особое внимание на выявление деятельности вражеской разведки, а также на обезвреживание коммунистов и агентов НКВД.
5. Предпосылкой успешного поиска банд партизан силами СД является поддержка, оказываемая командам и отрядам со стороны войск, в особенности немедленная доставка пленных и перебежчиков и участие во всех операциях. Единое руководство разведкой и использованием разведывательных данных, полученных приданной командой СД, является таким же важным делом в борьбе с бандами партизан, как и единое тактическое руководство.
Штандартенфюрер СС Эрлингергор. Берлин. 26 октября 1943 г.ИЗ ПРИКАЗА НАЧАЛЬНИКА ПО ДЕЛАМ ВОЕННОПЛЕННЫХ ПРИ ВЕРХОВНОМ КОМАНДОВАНИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГЕРМАНИИ ОБ ОБРАЩЕНИИ С ВОЕННОПЛЕННЫМИ
I. Намерение обращаться с несоветскими военнопленными, строго придерживаясь соглашения 1929 г., а с советскими военнопленными - согласно указаний ОКВ, зачастую приводило к формам, которые не согласуются с требованиями навязанной нам тотальной войны...
Обращение с военнопленными, используемыми на работах, необходимо поставить исключительно в зависимость от того, чтобы добиться наивысшей производительности и немедленно принимать строгие меры, если военнопленные проявляют небрежность, ленивость или непокорность. О военнопленных надо не "заботиться", а обращаться с ними так, чтобы была достигнута требуемая наивысшая производительность. Само собой разумеется, наряду со справедливым обращением сюда относится также и снабжение военнопленных продовольствием, одеждой и т. д. согласно имеющихся на то указаний.
II. Изменение обстановки и растущая потребность в рабочей силе военнопленных вынуждают доставлять в империю все большее число военнопленных. Несмотря на это, нельзя рассчитывать, что в соответствии с этим будут увеличены охранные силы; также нельзя будет в среднем улучшить и контингент охранников.
Затруднение представляет то обстоятельство, что военнопленные по ошибке думают использовать такое положение в свою пользу. Они будут поэтому во многих случаях дерзкими и попытаются бежать еще в большем объеме. С такими явлениями лишь тогда можно бороться, если к военнопленным, в случае непослушания или бегства, будут немедленно применены строгие меры.
Слабодушные, которые будут говорить о том, что при теперешнем положении надо обеспечить себе путем мягкого обращения "друзей" среди военнопленных, являются распространителями пораженческих настроений и за разложение боеспособности привлекаются к судебной ответственности. Военнопленные должны ни минуты не сомневаться в том, что против них будет беспощадно применено оружие, если они окажут даже пассивное сопротивление или будут бунтовать.
Господа начальники должны позаботиться о том, чтобы это положение об обращении с военнопленными стало общим достоянием всех подчиненных им офицеров, чиновников, унтер-офицеров и рядовых. Этого нельзя сделать одними письменными указаниями и памятками, а в первую очередь путем устного слова и длительного и сознательного воспитания подчиненных в духе этих установок.
Прошу устно и должным образом сообщить об этих установках местным органам НСДАП и доложить господам командующим.
Прошу это письмо не размножать.
Генерал Греневитцгор. Берлин. 26 октября 1943 г. Секретно.ИЗ ДОКЛАДА НАЧАЛЬНИКА ОПЕРАТИВНОГО ШТАБА УТИКАЛЯ О ВЫВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ИЗ ГОРОДОВ КИЕВА И ХАРЬКОВА
(Утикаль Герхард - один из помощников Розенберга.) 24 сентября 1943 г. по приказу военного коменданта в гор. Киеве была образована запретная зона, которая проходит примерно в 3 км западнее Днепра. Все гражданское население этого района, включая невоенные учреждения, должно было покинуть эту зону до 21 час. 26 сентября 1943 г. Обслуживающий пункт оперативного штаба на Ровенской ул., д. 8, помещается в запретной зоне. Жилые дома на Театральной ул., д. 9, были очищены и заняты войсками.
Отправка наличного материала натолкнулась на чрезвычайно большие трудности из-за недостатков вагонов.
Но все же смогли отправить следующие грузы: 24 сентября 1943 г.- материалы Художественного музея в гор. Харькове, взятые Пфайффером у генерального комиссара Житомира для отправки автотранспортом в РКУ* - Ровно:
96 украинских картин,
185 западноевропейских картин,
12 гравюр на дереве и на меди,
25 ковров и гобеленов.
* (Рейхскомиссариат Украины.) Список и картотека этого объекта прилагаются для руководства штаба. Копия списка находится у рейхскомиссара.
26 сентября 1943 г. - материалы ХАГ*. * (ХАГ - хауптарбейтсгруппа, главная рабочая группа.) Архив, домашняя библиотека, предметы обихода, конторские принадлежности и имущество управления были погружены в вагон 13 местными рабочими под руководством дознавателя Фукса для отправки в Трускавец.
27 сентября 1943 г. - материалы отдела учета.
Эти грузы пошли в Ратибор и заключаются в следующем:
42 ящика - 10 186 книг,
7 ящиков - общий каталог восточной библиотеки,
21 ящик избранных журналов,
12 ящиков с картинами,
11 пакетов образцов журналов,
9 пачек и 7 рулонов - большевистские картины,
22 пачки с большевистскими фильмами, много ящиков с негативами и позитивами из фотоархива, диапозитивы, пленка, материалы уполномоченного особого
штаба по вопросам науки д-ра Хюттига.
Один ящик большевистских изданий на немецком языке и другие.
1 октября 1943 г. - материалы украинского музея в Киеве.
На основании общего приказа штадткомиссара по эвакуации нами было найдено и погружено для отправки в Краков:
текстиль всех сортов,
коллекция ценных вышивок,
коллекция парчи,
многочисленные предметы обихода из дерева и т. д. Кроме того, была отправлена большая часть Музея первобытной истории...